Ставрополь Среда, 18 Сентября
Экономика, 17.06.2019 16:12

Не по Сеньке лошадь: чем не угодил многодетным семьям Ставрополья транспортный налог

В России и Ставропольском крае действуют законы о мерах поддержки многодетным семьям. Однако, как показывает практика, многие льготники недовольны нюансами законодательства и предлагают депутатам варианты решения своих проблем.

Инициатива: материнский капитал на автомобиль


Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Избитая фраза, которая сегодня получает новое звучание на федеральном и региональном уровнях. Начнем хотя бы с того, что российские парламентарии не оставляют попыток расширить список, на что семья может потратить материнский капитал, внеся в ассортиментную линейку в том числе и покупку автомобиля.
По мнению авторов инициативы, данный шаг позволит решить сразу две проблемы: увеличить мобильность семей и подержать отечественный автопром. Поскольку, как следует из законопроекта, потенциальный автомобиль должен быть российского производства с мощностью двигателя не более 125 лошадиных сил, ранее не числиться не регистрационном учете, стоить не более 1 миллиона рублей и иметь минимум 3 пассажирских места.

800px-Lada_Kalina.jpeg
Lada Kalina

  «Автомобиль может использоваться для проведения семейного отдыха, доставки детей в дошкольные, лечебные и учебные заведения», - говорится в тексте законопроекта, разработанном членами фракции «Справедливая Россия».

«А бонусом к нему будет идти головная боль, где найти деньги на страховку, на бензин, на ремонт», - ерничают скептики, отмечая, что в данном случае речь идет скорее о потребностях родителей, нежели детей. Ведь, приобретение квартиры, получение образования, реабилитационные мероприятия для детей с ограниченными возможности – по большому счету, это инвестиционный вклад в будущее. В то время как автомобиль с каждым пройденным километром будет только падать в цене и к совершеннолетию младшего члена семьи превратится в разваливающуюся на ходу колымагу, за которую он явно «спасибо» не скажет.

Впрочем, точку в этом непрекращающемся споре практицизма со здравым смыслом должны поставить федеральные депутаты.

Закон Ставропольского края и временная комиссия Софведа

В феврале 2019 года Ставропольский край с рабочим визитом посетили представители временной комиссии Совета Федерации, где одной из главных тем поездки стало обсуждение проблем многодетных семей в нашем регионе. Тогда же по итогам встречи было принято решение о создании на Ставрополье межведомственной группы по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией краевого закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей».

В состав общественного органа вошли представители правительства Ставропольского края, министры и многодетные мамы со всех уголков края, как никто другой знающие все проблемы изнутри. И вот в середине мая в правительстве Ставропольского края прошло первое заседание рабочей группы, где оживленную дискуссию среди собравшихся вызвала тема транспортного налога для ставропольских семей. Как утверждали многодетные семьи, это очередная льгота –призрак, когда на бумаге все гладко и по делу, а в реальности подходит далеко не всем. Есть ли компромиссы между региональными и семейными бюджетами, которые позволяют помочь вторым и не угробить первые? Об этом чуть позже, а для начала небольшой юридический ликбез.

В соответствии с законом Ставропольского края «О транспортном налоге», от его полной уплаты и независимо от количества лошадиных сил освобождаются: герои Советского Союза и Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы; участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, на которых распространяется действие статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»; инвалиды всех категорий (1, 2, 3 и инвалиды детства).

Есть в этом списке и многодетные семьи, но с принципиальной оговоркой, которая и стала тем самым законодательным виноградом, когда видит око, да зуб неймет. Потому как воспользоваться данной мерой социальной поддержки может только один из родителей, приемных родителей (опекунов, попечителей), проживающий на территории Ставропольского края, воспитывающий трех и более несовершеннолетних детей и имеющий легковой автомобиль или автобус с двигателем мощностью до 150 лошадиных сил включительно.

- Снова выходит ситуация, когда одни у нас чуть равнее равных. Чем мы провинились перед чиновниками, что именно на наших детях край решил сэкономить. Нас просто ставят перед выбором: или качественная иномарка, когда мы уверены в ее безопасности, или социальная льгота, - возмущаются ставропольские родители.

Примеры из жизни

Житель Андроповского района Ариф Эскеров работает врачом функционалистом в одной из краевых больниц. Сейчас ищет дополнительную подработку. Ведь в начале июня в семье родился второй ребенок. Конечно, под льготы они еще не попадают, но имея за плечами 15-летний водительский стаж и 6-летний отцовский, он уже понимает, что в его Ладу 2114 мощностью 87 л.с., когда сын подрастет, все поместятся впритык. Да и кондиционер в машине, как не крути, должен быть.

- В принципе, два детских кресла – это не проблема. Если же надумаем третьего родить, разве что в багажник, тот у нас объемный, - шутит врач, прежде чем поделиться своими планами взять автомобиль классом повыше.

Для чего и совмещает две должности. Копит не на Майбах, конечно, но та же Ауди А6 с двигателем 2,4л вызывают симпатии у молодой семьи. Правда, смущает последних размер налога на понравившуюся модель. Если сейчас в год их легковушка обходится в 800 рублей, то потенциальные траты на 177 л.с. в пределах 6 тысяч рублей заставляют либо умерить аппетиты, либо повременить с третьим ребенком, пока количественное ограничение не будет снято.

28403575638_27e70bea56_h.jpg
AUDI A6

  В свое время металась между «умными» и «бюджетными» и мама четырех детей Наринэ Аманьянц.

- Я изначально знала, что это будет «японец» и мне нужно 7 мест, поскольку с нами живут родители, и мы все любим путешествовать, например, выезжать на выходных на КМВ. Плюс, обязательно должен был быть экономный расход топлива, большое количество сервисных центров, работающих с данной маркой, подушки безопасности, подогрев сидений, та как старшая дочка занимается гимнастикой, и я не хочу, чтобы зимой она, разгоряченная после тренировки, садилась в холодное авто. Ну и, поскольку я левша, машина обязательно должна была быть леворульной. В итоге выбрала Hyundai Santa Fe 2011 года выпуска. Брала с пробегом, поэтому заплатили 800 тысяч рублей. Можно было найти и дешевле, но здесь мы были уверены в продавце, что не подсунет кота в мешке, поэтому рассудили, что скупой платит дважды, - рассказывает ставропольчанка.

Впрочем, на самом деле в семье две машины. Супруг Наринэ ездит на Toyota Corolla мощностью в 124 л.с.

2001_Toyota_Corolla-Runx_01.jpg
Toyota Corolla

- Конечно, это обидно, что у нас под льготу попал дешевый автомобиль, и мы экономим 1800 рублей, хотя могли бы 7 тысяч. Эти деньги у нас совсем не лишние. Детям уже 13, 11, 8 и 5, 5 лет, поэтому единственное, что мы получаем в качестве социальной поддержки от края - льготную компенсацию в размере 354 рубля и компенсацию на школьную форму в 1119 рублей раз в год. Чтобы обеспечить нам достойную жизнь, муж сутками пропадает на работе. Да, получает хорошо, но дети его практически не видят. Он уезжает – они еще спят, возвращается с работы - уже спят. Очень обидно, что в нашем крае такой низкий уровень поддержки для многодетных семей. Ни бесплатного питания, ни лекарств, ни билетов в культурные учреждения края, ни льгот по оплате коммунальных услуг = все это входит в эти самые 354 рубля. Что называется, ни в чем не отказывайте своим детям. Знаете, по мне, так лучше бы это пособие заменили отменой ограничения по транспортному налогу. 1200 рублей в месяц погоды нам не делают, а когда нужно вынуть разово из семейного бюджета 6 тысяч рублей – это уже существенно, - делится Наринэ.

И под каждым ее словом готова подписаться мама 5 детей Ольга Савельева. У них в семье тоже не самый дешевый минивэн с тремя рядами сидений. Формально машина заявлена производителем как семиместная. Однако, по словам Ольги, во время ее эксплуатации им приходится сталкиваться с рядом проблем. Как рассказывает жительница Пятигорска, две спинки, которые откидываются в багажном отделении, с большой натяжкой можно использовать в качестве сидячих мест. И то при условии, что ребенок уже школьного возраста - автокресло не помещается там от слова «совсем». Взрослые тоже, кстати, могут рассчитывать на поездку, если имеют хорошую растяжку, навыки йоги и ростом не выше 160 см. Плюс попасть на третий ряд — это тоже еще та задачка, которая превращается в полосу препятствий, если на втором ряду стоят детские кресла.

- Мы думали о другой, более современной модели и, наверное, рискнули бы влезть в кредит, если бы не нужно было платить дополнительные 11 тысяч налога на него. У нас бюджет не резиновый. А отказаться вообще от автомобиля? Как без него? Старших детей нужно отвести в школу, средних в садик, годовалую Еву в поликлинику. А после уроков еще кружки, тренировки, дополнительные занятия. А на море как летом ездить? Перевозить детей «частями? Я не понимаю, чем руководствовались наши чиновники, когда ставили ограничение многодетным семьям, но снимали его с ветеранов войны, инвалидов. Ведь вряд ли среди них пользуются большим спросом автомобили с большим количеством посадочных мест, чего не скажешь о многодетных семьях, где есть пять и более детей, - пожимает плечами многодетная мама.


Что предлагают многодетные семьи


Многодетные семьи идеальным выходом из сложившейся ситуации называют не только снятие ограничительного критерия, но и распространение налоговой льготы на два автомобиля в семье. Тем более, что довольно нередки среди родителей ситуации, когда часть маминой нагрузки может взять на себя папа. А папа с автомобилем – это та же мобильность, комфорт детей и их улучшенное качество жизни.

RoapkDYGboiUA2unU1CZFr65Krj987ID.jpeg

Да и, в конце концов, буквально в этом году, оглашая свое очередное послание Федеральному собранию, президент РФ Владимир Путин, назвал поддержку многодетных семей частью государственной политики, в рамках которой нужно снизить налоговую нагрузку на семьи с детьми. «Принцип должен быть очень простой: больше детей — меньше налог», - подчеркнул Путин, призвав регионы подумать и о других налоговых льготах.

Так, может, настало время не только говорить, но и действовать? Тем более, что краевые чиновники обещали подумать над предложениями мам. А вот сдержат ли слово, время покажет.

Текст: Юлия Петрова
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
многодетныеСтаврополье
2
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое